Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Психологическая работа » Для родителей

Возрастные особенности старшеклассников

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
                                  А.С.Макаренко

 

Возраст от 15 до 18 лет – период ранней юности.

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит  вхождение человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.

Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.  Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.

Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

Но самое главное: старшеклассник – совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!

В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития:

- обретение чувства личной тождественности и целостности.;

  - завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; 

  - активное профессиональное самоопределение; 

  -развитие готовности к жизненному самоопределению.
Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.

 

Психологические особенности ранней юности:

1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения;

2. Общее  эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков;

3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется  представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»;

4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное;

5. Возникает  стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы, поэтому друзей становится меньше, а количество приятелей растёт.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают  прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.

Как помочь своему ребёнку в становлении самосознания:

  • Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
  • Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю  собственной жизни.
  • Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.

Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Отношения

С родителями – противоречивы

Со сверстниками - носят интимно – личностный  характер

 

     Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка – самый трудный этап становления.
Важно:

  • сохранять спокойствие;
  • уважительно относиться к проявлению в беседах с ребёнком его желания утвердиться в собственном мнении.

     Возможно использовать схему обсуждения проблемы: «Ты ... Хочешь сделать, сказать, убедить меня в ....  Хорошо... Давай теперь попробуем предположить, что получится впоследствии... Как будут развиваться события, по-твоему,...  »

 

 

 

 

Проблема десятиклассников.

      Ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

     Опасность  - можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Что происходит дальше:

  1. Родители «пилят» ребёнка;
  2. Ругают его;
  3. Игнорируют;
  4. Навязываю своё мнение: «мы же умнее», «мудрее», «жизнь прожили» и т.д.

Почему же родители это делают:

  • Несут ответственность  за своего ребёнка;
  • Мечтают  увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни;
  • Пытаются  навязать ребенку свои представления о том, как правильно строить жизнь . Часто  забывая, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Как быть:

  • Донести  до него свои опасения в обычной беседе;
  • Объяснить , что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться;
  • Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете;
  • Сделайте  это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
  • Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований.

Помните!
Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

Помните,

  •    что каждый подросток          
  •    несёт в себе огромную мудрость,    
  •     постарайтесь познать эту  
  •     мудрость и использовать её для
  •      взаимного духовного роста!

Заповеди для родителей, любящих своих детей.

Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.

3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

4. Не торопитесь искать виноватых.

5. Не афишируйте свою беспомощность.

6. Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.

9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.

Уважаемые взрослые!

Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если:   
а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма. 
б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми. 
г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости. 
д) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других. 
е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки. 
ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности. 

з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка – это позволит избежать удара по его самоуважению. 
и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает. 
к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках). 
л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего. 
м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты – лентяй»).

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека. 

Категория: Для родителей | Добавил: koryakinainna (11.12.2014)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar