Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Психологическая работа » Для родителей

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Выбор профессии

  • ТРУДный выбор Выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности.

Что делать родителям в такой ситуации?

Разворачивать серьезную профориентационную работу!

Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-м классе(!).

 

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

 

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.

1.Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

2. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

3.Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

 

Таблица профессиональных предпочтений:

Агроном

Программист

Землеустройство

Юрист

Экономист

Учитель

Врач и т.д.

 

Список требований:

 1. Уровень заработной платы

2. Характер и условия труда

3.Престижность

4.Занятость

5. Реальное трудоустройство

 

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.

Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.

 

ШАГ 3. Больше информации!

 Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить: в справочниках для поступающих в учебные заведения; в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET; в рекламных объявлениях; в библиотеках; при личных посещениях учебных заведений.

 

ШАГ 4. От слов - к делу.

 Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

 

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование

Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям.

 

ШАГ 6. На экскурсию

 в учебные заведения.

Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в учебных заведениях - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в учебных заведениях просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

 

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы (другие варианты)

Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: Что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»

Планирование
профессиональной карьеры

  • Кем хочу стать?
  • Чего достичь?
  • Каким хочу быть?
  • На какой уровень образования  я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности?
  • Каким должен быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
  • Какой образ жизни я хочу вести?
  • Хочу работать рядом с домом, или мне это безразлично?

 

Проблемный вопрос:

Что надо учитывать при выборе профессии?

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

  • Хочу
  • Могу
  • Надо

Фактор  ХОЧУ

  • Желание личности;
  • Интерес;
  • Склонности

Фактор МОГУ

  • Познание себя;
  • Возможности личности;
  • Способности;
  • Уровень знаний;
  • Психологические особенности личности;
  • Состояния здоровья

Фактор НАДО

  • Знание профессиональной сферы;
  • Определение необходимых путей и средств достижения цели;
  • Потребности рынка труда в кадрах

Если совместить:

ХОЧУ

МОГУ

НАДО

Ваш профессиональный выбор будет УДАЧНЫМ

Категория: Для родителей | Добавил: koryakinainna (11.12.2014)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar