Главная » Статьи » Психологическая работа » Для педагогов |
Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам 5-х классов Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно? - Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика. Что необходимо грамотно осуществлять? - Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания. - Процесс социализации ребенка в коллективе. Что поможет ребенку учиться успешнее? - Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка. - Ориентация на успех. - Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий. - Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. - Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка). 7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. 3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). 7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. 8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 16. Не допускайте педагогического манипулирования. 17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение. 19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. 20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов. • Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям. • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках. • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее. • Будьте с детьми вежливыми. • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа. • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины. • Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу. • Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему. • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника. • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться. • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из • Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски). • Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
| |
Просмотров: 1304 | |
Всего комментариев: 0 | |