Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Узник».
Цель: развитие интерпретационной деятельности читателя – школьника в процессе освоения поэтического текста.
Оборудование: презентация, портреты поэтов, альбомы, карандаши, фломастеры.
Развитие компетенций:
Метапредметные.
Коммуникативные: создание речевых ситуаций, развитие словарного запаса.
Личностные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать.
Предметные.
Языковые, лингвистические: наблюдение за функционированием языковых средств в образцах художественной литературы, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений.
Литературоведческие: развитие способности понимать литературные художественные произведения, овладение смысловым и эстетическим анализом поэтического текста.
Этапы: 1. Концептуальный анализ слова(подбор слов- ассоциаций, работа со словарной статьей, создание визуальных образов –ассоциаций)
2. Постановка проблемного вопроса.
3. Лингвосмысловой анализ поэтического текста. Визуализация слов-образов, анализ средств выразительности, звуковая и цветовая палитра стихотворений. Выход на идею стихотворений.
4. Выход на творческий уровень. Индивидуальная интерпретация стихотворений с помощью рисунков, защита рисунков.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельности учащихся
|
1. Организационно- мобилизующий этап урока.
|
Учитель задает вопросы, вызывающие интерес учащихся, подготавливающие к восприятию темы. В начале урока обращается к ассоциативному мышлению учащихся, просит подобрать ассоциации к слову «узник».
2. Вопрос: «В какой ситуации человек может стать узником?». (вопрос оживляет разговор, выводит на дискуссию)
|
Отвечают на вопрос учителя, дискутируют на заданную тему.
|
2. Постановка проблемного вопроса.
|
Прочитаем лексическое значение слова «узник»:
1. Человек, который находится под стражей. (Узник фашистских застенков).
2.Человек, осужденный за свои убеждения. (Узник совести).
3. (перен). Человек, находящийся в плену своих мыслей, постоянно думающий. (узник мыслей).
|
Дети записывают значения слова «узник».
|
|
Подберем текстовые антонимы к словам- ассоциациям «узника». Например: воля, свобода, дом, природа. Почему слова воли писали синим цветом?
Итак, мы будем сегодня говорить о теме свободы и неволи на основе стихотворений Пушкина и Лермонтова «Узник».
|
Подбирают слова и рисуют образы свободы и неволи.
Синий- цвет неба, символ свободы.
|
|
Анализ стихотворений
1. История создания.
|
Мы прослушали рассказ об истории создания стихотворений. Выявили немало общего.
Заполним таблицу:
1. Возраст поэтов.
2. Историческая ситуация. Рассказ учителя о декабристах.
3. Обстоятельства. (см. прил. №1)
|
Подготовленные учащиеся рассказывают об истории создания стихотворений.
Заполняют таблицу, приходят к выводу: оба поэта были под стражей, обоим было по 23 года, но разной была историческая ситуация.
|
2. Чтение стихотворений.
Анализ цвета.
|
Беседа на выявление первичного восприятия. Вопросы для беседы: какие картины вы представили, что увидели, почувствовали, каким настроением проникнуты стихотворения (тюрьма, темница, грусть, одиночество, орёл и герой похожи, стремление к свободе…).
|
Подготовленные ученики выразительно читают стихотворения.
Учащиеся отвечают, что общая тема свободы.
|
|
Тема свободы в обоих стихотворениях интерпретируется по – разному.
На распечатанных текстах стихотворений подчеркиваем черным цветом слова- символы узничества, синим цветом слова- символы воли.
|
Учащиеся приходят к выводу, что цвет у Пушкина в начале темный, постепенно перетекает в светлые тона. У Лермонтова наоборот. Сперва сиянье дня, черногривый конь, девица, в конце мы видим ночную тишину.
|
Анализ звуков.
|
У. дает понятие аллитерации и ассонанса. С помощью каких звуков поэты передают образы свободы?
С помощью каких звуков поэты передают образы неволи?
|
Учащиеся выделяют гласные А-О- У и доказывают, что эти звуки символизируют простор, волю. У Пушкина ассонанс в конце, у Лермонтова – в начале.
С помощью шипящих согласных Лермонтов передает образ темницы, а Пушкин образ темницы показывает с помощью звуков вск, кр, к. У Пушкина аллитерация в начале, у Лермонтова в конце.
|
Анализ средств выразительности
|
Выпишите средства выразительности у Пушкина и Лермонтова. Что вы можете сказать?
|
У Лермонтова детали тюрьмы более конкретны и зримы: дверь тяжелая с замком, безответный часовой, умирающий огонь, стены голые. Нет никакого просвета, мрак и тьма. Лишь умирающий огонь лампады озаряет темницу. У Пушкина мы видим окно, из которого видно небо и горы, гуляет ветер. То есть лирический герой не потерял надежду вырваться на волю.
|
Выход на творческий уровень.
|
Проанализировав стихотворения, мы поняли, что образ свободы у обоих поэтов показан по - разному. Нарисуйте смысл стихотворений, как вы их поняли. Это могут быть просто образы- символы, или цвета, или целые рисунки
|
Учащиеся выборочно рассказывают содержание своих рисунков.
|
Рефлексия
|
Почему у Пушкина в стихотворении есть надежда на свободу, а у Лермонтова в конце тьма и мрак?
|
Они жили в разные эпохи. Во времена Пушкина в обществе царили идеи декабризма, борьбы за свободу, а Лермонтов жил в годы политической реакции, когда люди боялись высказывать свое мнение и такие, как он, подвергались гонениям и ссылкам.
|
Домашнее задание
|
Нарисовать цветовую палитру одного стихотворения Лермонтова (на выбор). Сделать вывод.
|
|
Тема, проблематика стихотворений.
«Узник» Пушкина
|
«Узник» Лермонтова
|
Тема свободы
|
Тема свободы
|
Лирический герой несчастен. Преобладают темные, серые, черные тона: «Сижу за решеткой в темнице сырой».
|
Лирический герой стремится к свободе ,
жаждет разнообразной жизни: «
Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу,
черногривого коня».
|
Появляется надежда на освобождение. Преобладают светлые тона.
|
Лирический герой омрачен. «Но окно тюрьмы высоко,
дверь тяжелая с замком». Он испытывает горечь от
несбывшихся надежд. Доминируют холодные, темные,
черные тона.
|
Лирический герой верит в свои силы, которые помогут ему обрести свободу: «Мы вольные птицы». Преобладают светлые, теплые тона.
|
Лирический герой потерял надежду вырваться на свободу.
Он жалеет себя, жалуется на судьбу. Эпитет «Стены голые».
|
Цветовая палитра стихотворений
А.С. Пушкин М. Ю. Лермонтов
Темница сырая
|
Кровавая пища
|
Орел, гора
|
Морские края
|
Вольный ветер
|
Сиянье дня
|
Ветер
|
Степь
|
Стены голые
|
Тишина ночная
|
История создания стихотворений
|
А. С. Пушкин
|
М. Ю. Лермонтов
|
Время
|
1822
|
1837
|
Историческая ситуация
|
Канун восстания декабристов, в обществе царят высокие идеалы, стремление преобразовать жизнь по справедливым законам
|
Наступившая после поражения восстания декабристов полоса реакции, высокие идеалы уступают место личным интересам, возникает ощущение бесцельности жизни.
|
Обстоятельства жизни
|
Написано во время южной ссылки. В г. Кишиневе Пушкин побывал в остроге, где жил в неволе орел.
|
Написано в феврале, когда Лермонтова заточили в тюрьму за стихотворение «Смерть поэта». Поэту приносили в тюрьму хлеб, завернутый в серую бумагу. И на этих клочках с помощью вина, сажи и спичек поэт написал стихотворение «Узник».
|
Возраст
|
23 года
|
23 года
|
МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа»
Урок в 6 классе на тему «Сравнительный анализ стихотворений «Узник»
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».
Выполнила: Смирникова И. Е,
учитель русского языка и литературы.
|