Главная » Статьи » Педагогическая копилка » Разработки уроков |
Тема: И.А. Крылов. Особенности жанра басни. (слайд1) Цели: Формирование прочных теоретических знаний о басне и практического применения в процессе интерпретации басни разных авторов. Обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения. -воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному.
Ход урока:
Кто такой Эзоп? Кто такой Лафонтен? Кто даст определение слову «басня»? (Слайд1) Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем И.А. Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня - один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 7 веке до нашей эры.(Слайд 2)
2. Доклад об Эзопе.(слайд 3) Эзоп сочинял басни, потому что был раб, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Рабом он был от природы: во- первых он был варвар, во- вторых урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. На острове Самосее жил простак-философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый и второй сказали: «Всё». А Эзоп сказал: «Ничего». «Как так?» «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». «Хочешь, я куплю тебя?» «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». «Ты всегда такой разговорчивый?» «За говорящих птиц тоже платят». «Да ты ведь не птица, ты урод». «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа. Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.
3.Доклад о Лафонтене. (слайд 4) К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен, он заключил басню в стихотворную форму. Лафонтен менее всего моралист, и мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства. Удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
Басни древних поэтов своей значимостью всегда привлекали внимание русских баснописцев, в частности Крылов брал древние сюжеты и обрабатывал их. Древняя Греция (6 в. До н.э.) – Эзоп (слайд 5) Древний Рим (1в.) - Федр Франция (17в.)- Лафонтен Германия(19в.)- И.А. Крылов
4.Доклад о Крылове. (слайд 6)
Иван Андреевич Крылов родился в 6о-х годах 18 столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминает так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Крылова сложилась так, что ему даже не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. Первый памятник писателю в Росси, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду. С 70-х годов начинается рассвет русской басни. В роли баснописца пробует себя и Крылов.
5.-Так что же такое басня? (Эпический жанр с нравоучительным смыслом).
-А теперь сравним басни Эзопа, Лафонтена, Крылова. Перечислим основные особенности жанра басни. Особенности: (слайд 7) 1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют люди. 2. Басня изображает короткое событие поучительного характера. 3. В басне часто высмеивают поступки героев. 4. В конце и в начале басне часто бывает мораль.
Делаем вывод: Басня - жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. -К кому же обращена басенная мораль? К конкретным героям басенного сюжета? Нет. Смысл басни предельно обобщён. Речь в ней идёт не о конкретном животном или человеке, а любом человеке, что и отмечено в выводе – морали. Каким художественным приёмом пользуется автор? Иносказание (аллегория). В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. -А что такое эзопов язык? (слайд 8) Художественный приём, основанный на вынужденном иносказании.
6. Особенности басен Крылова. (слайд 9) 1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом. 2. Указать, что в них общее. 3.Выделить типичные русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.
- Кто хочет прочитать басню Эзопа «Волк и ягненок» ?( слайд 10) К ручью однажды волк с ягненком враз пришли. Гнала их жажда. По теченью выше - волк, Ягненок - ниже много. Глотки озорство Злодея мучит, - повод к ссоре тут как тут. "Зачем ты воду, - говорит, - здесь мне мутишь – Хочу я пить здесь". А ягненок, страха полн, Ему ответил: "Как могу вредить тебе? Вода течет ведь - от тебя к моим губам..." А тот, сраженный силой правды слов его: "Прошло полгода, как ты здесь перечил мне". Ягненок молвит: "Не родился я тогда!" - "Ну что ж! отец твой, - волк в ответ, - перечил мне". И тут, схвативши, растерзал ягненка он. Вот эту басню написал я про того, Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам. Итак о чем эта басня? Кто отрицательный герой? А кто положительный? Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка съесть. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: "Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!" Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: "Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!" Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят. - Ребята следующая похожая басня, которую мы должны прочитать басня Лафонтена «Волк и ягненок». Кто прочитает? (слайд 11) Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. "Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости —"Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить." После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний. -А теперь давай прочитаем басню И.А.Крылова и сравним все три басни. (слайд 12) У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят... Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву". – "Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу". – "Поэтому я лгу! Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!" – "Помилуй, мне еще и от роду нет году". – Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". – "Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи". – "Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сказал и в темный лес Ягненка поволок. Итак, Найдите сходство и различие в сюжетах басен. (Придирки Волка и ответы Ягненка соответствуют в трех баснях. Крылов, естественно, вносит новые детали: речь идет не об оскорблении отца Волка, а его самого; Волк, услыхав о юном возрасте Ягненка, перечисляет его «родственников», а также обвиняет псов и пастухов. Совпадают финалы басен: беззащитный герой обречен на гибель.) (слайд 13) ( слайд 14 ) Напоследок, посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.
- Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Другой ученик 7.-Возвращаемся к вопросу, в чём особенности художественного мира басни, кто населяет этот мир. Предлагаются несколько заданий на закрепления: 1. Можно ли считать баснями следующие тексты: «Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого» «Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита» 2. «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: они ещё зелёные». Попробуйте сами восстановить мораль («Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства»). 3. Согласитесь или опровергните утверждение, доказав свою точку зрения, согласен с тем, что под лисой в басне «Лиса и виноград» может подразумеваться человек. Но это всё равно не я , потому что я не люблю виноград. 4. Выберите правильные утверждения: (слайд 15) - басня- художественное произведение с условными персонажами; - в басне используется аллегория, которая представляет собой уподобление неживых предметов живым; - басня- нравоучительный жанр, она воспитывает на отрицательном примере; - басня состоит из двух частей: басенного сюжета и признания в любви; - в басне под животными подразумевается люди, а под людьми- животные(в этом суть иносказания) -порок-антоним слову «недостаток» 5. Соедините стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют: (слайд 16) Волк и Ягнёнок Льстивые друзья Волк на псарне Неблагодарный человек Стрекоза и Муравей Несоизмеримость Слон и Моська Легкомыслие и серьёзность Лебедь, Щука и Рак Коварный человек Свинья под Дубом Хищник и жертва Кукушка и Петух Несговорчивые друзья -Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях? Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.
Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, крылатыми выражениями, приведите примеры («Вороне где – то бог послал кусочек сыра», «Ах, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона». 6. Произнесите вторую часть выражений, которые вошли в нашу речь: -А ларчик (просто открывался). -Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку) -А вы, друзья, что не садитесь, (всё в музыканты не годитесь). -Слона – то я и (не приметил). -Недаром говорится, что (дело мастера боится). -Ах, Моська, знать, она сильна, (что лает на Слона) -У сильного всегда (бессильный виноват) -А Васька слушает (да ест) -Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапках ходят). -Худые песни соловья (в гостях у кошки).
7. Из слов «Крылов» и «басня» составьте как можно больше разных слов. Затем напишите ассоциации, которые у вас получились в связи с полученными словами. (слайд 17) Крылов Крыло-свобода Лов-охотник Вор-берёт то, что плохо лежит Рыл-искал Крыл-ругал Вол - грузный, тяжёлый Кол - прямой, честный; Волк - ищет, чем бы поживиться; санитар Ров-яма, ловушка Басня Я - каждый из нас Басня - очищение, жар Бас - громкий Баян - певец, сказитель Посмотрев на эти слова, получившие слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получаем целую картину. -Кто такой Крылов? -Каков смысл его творчества? -Что такое басня? Кто может стать её героем? -Для чего создаются басни?
8. Обсуждая результаты работы, мы рисуем «портрет басни» Основные жанровые признаки: (слайд 18) Басня - художественное произведение с условными персонажами. Цель басни - назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственного сюжета и нравоучительного вывода- морали. Основной художественный приём – иносказание. Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица - хитростью, волк –жадностью, медведь – ленью и т. д.) Смысл басни обобщён. Ей свойственна аллегория, возводящая простой и понятный сюжет (ситуацию) к философскому обобщению.
9.-Почему басням суждена долгая жизнь? Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение.
10. Рефлексия. Что вы знали до сегодняшнего урока? Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- На кого из персонажей басни вы бы хотели походить? Ответы детей. Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный. - Довольны ли вы своей работой на уроке? 12. Домашнее задание. Принести детские книги с прочитанной басней И. Крылова. Выучить басню наизусть. Используемая литература.
| |||||||||
Просмотров: 1546 | |
Всего комментариев: 0 | |