Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогическая копилка » Разработки уроков

И.А. Крылов. Особенности жанра басни

Тема: И.А. Крылов. Особенности жанра басни. (слайд1)

Цели: Формирование прочных теоретических знаний о басне и практического применения в процессе интерпретации басни разных авторов.

Обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения.

-воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному.

 

Ход урока:

  1. Здравствуйте! Ребята, скажите какие басни Крылова вы знаете?

Кто такой Эзоп?

Кто такой Лафонтен?

Кто даст определение слову «басня»? (Слайд1)

Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем И.А. Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня - один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя  в этом огромном мире. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 7 веке до нашей эры.(Слайд 2)

 

2. Доклад об Эзопе.(слайд 3)

Эзоп сочинял басни, потому что был раб, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Рабом он был от природы: во- первых он был варвар, во- вторых урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. На острове Самосее жил простак-философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый и второй сказали: «Всё». А Эзоп сказал: «Ничего». «Как так?» «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». «Хочешь, я куплю тебя?» «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». «Ты всегда такой разговорчивый?»  «За говорящих птиц тоже платят». «Да ты ведь не птица, ты урод». «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.

 

3.Доклад о Лафонтене. (слайд 4)

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен, он заключил басню в стихотворную форму. Лафонтен менее всего моралист, и мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми,

 постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми

и добрыми;

— его герои те, кто умеет устроить свою судьбу.

Художественному значению басен Лафонтена

 способствует красота

поэтических вступлений и отступлений, его образный язык,

 свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства.

Удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

 

Басни древних поэтов своей значимостью всегда привлекали внимание русских баснописцев, в частности Крылов брал древние сюжеты и обрабатывал их.

Древняя Греция (6 в. До н.э.) – Эзоп (слайд 5)

Древний Рим (1в.) - Федр

Франция (17в.)- Лафонтен

Германия(19в.)- И.А. Крылов

 

4.Доклад о Крылове. (слайд 6)

 

Иван Андреевич Крылов родился в 6о-х годах 18 столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминает так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Крылова сложилась так, что ему даже не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. Первый памятник писателю в Росси, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду. С 70-х годов начинается рассвет русской басни. В роли баснописца пробует себя и Крылов.

 

5.-Так что же такое басня? (Эпический жанр с нравоучительным смыслом).

 

-А теперь сравним басни Эзопа, Лафонтена, Крылова. Перечислим основные особенности жанра басни.

Особенности: (слайд 7)

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеивают поступки героев.

4. В конце и в начале басне часто бывает мораль.

 

Делаем вывод:

Басня - жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.

-К кому же обращена басенная мораль? К конкретным героям басенного сюжета?

Нет. Смысл басни предельно обобщён. Речь в ней идёт не о конкретном животном или человеке, а любом человеке, что и отмечено в выводе – морали.

Каким художественным приёмом пользуется автор?

Иносказание (аллегория). В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

-А что такое эзопов язык? (слайд 8)

Художественный приём, основанный на вынужденном иносказании.

 

  6. Особенности басен Крылова. (слайд 9)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом.

2. Указать, что в них общее.

3.Выделить типичные русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.

 

- Кто хочет прочитать басню Эзопа «Волк и ягненок» ?( слайд 10)

К ручью однажды волк с ягненком враз пришли.

Гнала их жажда. По теченью выше - волк,

Ягненок - ниже много. Глотки озорство

Злодея мучит, - повод к ссоре тут как тут.

"Зачем ты воду, - говорит, - здесь мне мутишь –

Хочу я пить здесь". А ягненок, страха полн,

Ему ответил: "Как могу вредить тебе?

Вода течет ведь - от тебя к моим губам..."

А тот, сраженный силой правды слов его:

"Прошло полгода, как ты здесь перечил мне".

Ягненок молвит: "Не родился я тогда!"

- "Ну что ж! отец твой, - волк в ответ, - перечил мне".

И тут, схвативши, растерзал ягненка он.

Вот эту басню написал я про того,

Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам.

Итак о чем эта басня? Кто отрицательный герой? А кто положительный? Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка съесть. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: "Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!" Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: "Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!"

Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

- Ребята следующая похожая басня, которую мы должны прочитать басня  Лафонтена «Волк и ягненок». Кто прочитает? (слайд 11)

Довод сильнейшего всегда наилучший:

Мы это покажем немедленно:

Ягненок утолял жажду

В потоке чистой волны;

Идет Волк натощак, ищущий приключений,

Голод его в эти места влек.

"Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? 

— Говорит этот зверь, полный ярости 

—"Ты будешь наказан за свою храбрость.

— Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается;

Но пусть посмотрит,

Что я утоляю жажду

В потоке,

На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; 

И поэтому никоим образом

Я не могу замутить вашу воду.

— Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, 

— И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. 

— Как я мог, ведь я еще не родился тогда? 

— Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. 

— Если не ты, то твой брат. 

— У меня нет брата. 

— Значит, кто-то из твоих. 

Вы меня вообще не щадите,

Вы, ваши пастухи и ваши собаки.

Мне так сказали: мне надо отомстить." 
 

После этого, в глубь лесов

Волк его уносит, а потом съедает,

Без всяких церемоний.

-А теперь давай прочитаем басню И.А.Крылова и сравним все три басни. (слайд 12)

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву". –

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу". –

"Поэтому я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!" –

"Помилуй, мне еще и от роду нет году". –

Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". –

"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи". –

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Итак,  Найдите сходство и различие в сюжетах басен. (Придирки Волка и ответы Ягнен­ка соответствуют в трех баснях. Крылов, естественно, вносит новые детали: речь идет не об оскорблении отца Волка, а его самого; Волк, услыхав о юном возрасте Ягненка, перечисляет его «родственников», а также обвиняет псов и пастухов. Совпадают финалы басен: беззащитный герой обречен на гибель.) (слайд 13)

 ( слайд 14 ) Напоследок, посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп

______________

Жан де Лафонтен

_______________

И.А. Крылов

Древняя Греция

Франция, XVII век

Россия, XIX век

 

- Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

 

Другой ученик

7.-Возвращаемся к вопросу, в чём особенности художественного мира басни, кто населяет этот мир.

Предлагаются несколько заданий на закрепления:

1. Можно ли считать баснями следующие тексты:

«Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого»

«Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита»

2. «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: они ещё зелёные».

Попробуйте сами восстановить мораль («Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства»).

3.  Согласитесь или опровергните утверждение, доказав свою точку зрения, согласен с тем, что под лисой в басне «Лиса и виноград» может подразумеваться человек. Но это всё равно не я , потому что я не люблю виноград.

4. Выберите правильные утверждения: (слайд 15)

- басня- художественное произведение с условными персонажами;

- в басне используется аллегория, которая представляет собой уподобление неживых предметов живым;

- басня- нравоучительный жанр, она воспитывает на отрицательном примере;

- басня состоит из двух частей: басенного сюжета и признания в любви;

- в басне под животными подразумевается люди, а под людьми- животные(в этом суть иносказания)

-порок-антоним слову «недостаток»

5. Соедините стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют: (слайд 16)

Волк и Ягнёнок                           Льстивые друзья

Волк на псарне                            Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей                   Несоизмеримость

Слон и Моська                            Легкомыслие и серьёзность

Лебедь, Щука и Рак                    Коварный человек

Свинья под Дубом                      Хищник и жертва

Кукушка и Петух                        Несговорчивые друзья

-Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях?

Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.

 

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, крылатыми выражениями, приведите примеры («Вороне где – то бог послал кусочек сыра», «Ах, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона».

6. Произнесите вторую часть выражений, которые вошли в нашу речь:

-А ларчик (просто открывался).

-Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку)

-А вы, друзья, что не садитесь, (всё в музыканты не годитесь).

-Слона – то я и (не приметил).

-Недаром говорится, что (дело мастера боится).

-Ах, Моська, знать, она сильна, (что лает на Слона)

-У сильного всегда (бессильный виноват)

-А Васька слушает (да ест)

-Как счастье многие находят лишь тем,  что (хорошо на задних лапках ходят).

-Худые песни соловья (в гостях у кошки).

 

7. Из слов «Крылов» и «басня» составьте как можно больше разных слов. Затем напишите ассоциации, которые у вас получились в связи с полученными словами. (слайд 17)

Крылов

Крыло-свобода

Лов-охотник

Вор-берёт то, что плохо лежит

Рыл-искал

Крыл-ругал

Вол - грузный, тяжёлый

Кол - прямой, честный;

Волк - ищет, чем бы поживиться; санитар

Ров-яма, ловушка

Басня

Я - каждый из нас

Басня - очищение, жар

Бас - громкий

Баян - певец, сказитель

Посмотрев на эти слова, получившие слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получаем целую картину.

-Кто такой Крылов?

-Каков смысл его творчества?

-Что такое басня?

Кто может стать её героем?

-Для чего создаются басни?

 

8. Обсуждая результаты работы, мы рисуем «портрет басни»

Основные жанровые признаки: (слайд 18)

Басня -  художественное произведение с условными персонажами.

Цель басни -  назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственного сюжета и нравоучительного вывода- морали.

Основной  художественный приём – иносказание.

Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица - хитростью, волк –жадностью, медведь – ленью и т. д.)

Смысл басни обобщён. Ей свойственна аллегория, возводящая простой и понятный сюжет (ситуацию) к философскому обобщению.

 

9.-Почему басням суждена долгая жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение.

 

10.  Рефлексия. Что вы знали до сегодняшнего урока? Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

 

- На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Ответы детей.

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

12. Домашнее задание.

Принести детские книги с прочитанной басней И. Крылова. Выучить басню наизусть.

Используемая литература.

  1. И.А. Крылов Басни. Издательство “Детская литература” Ленинград, 1972.
  2. И.А. Крылов Басни. Издательство “Детская литература” Москва, 1972.
  3. С.Н. Вачкова Как научить детей чтению басен. Практическое пособие. Издательство АРКТИ, Москва, 2007.
  4. Н.А. Чуракова Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику. “ЦОР – 1”, Москва, 2002.
  5. Журнал “Начальная школа” №19, 2006; №15, 2007.

 

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: koryakinainna (13.12.2014)
Просмотров: 1546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar